Особенности досудебного порядка обжалования решений налогового органа

Как должны быть оформлены результаты налоговой проверки?

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт проверки по форме, приведенной в Приложении 4 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, должен быть составлен:

  • по результатам выездной налоговой проверки — в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
  • в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки — в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (его представитель).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Согласно п. 3 ст. 100 НК РФ акт проверки должен содержать следующие сведения:

  • дату акта налоговой проверки (дату подписания акта лицами, проводившими эту проверку);
  • полное и сокращенное наименования автономного учреждения. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
  • фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дату и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
  • дату представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
  • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • даты начала и окончания налоговой проверки;
  • адрес места нахождения учреждения;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, которыми предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В течение пяти дней с даты составления акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае если учреждение не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки оно вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам налоговой проверки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт.

Срок его оформления — два месяца со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке, 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки и три месяца со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков.

Особенности досудебного порядка обжалования решений налогового органа

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение 5 дней (10 дней применительно к выездной налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) с даты составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В силу п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней (30 дней применительно к выездной налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Указанный срок является довольно коротким, именно этим обстоятельством, по всей видимости, обусловлено внесение в Государственную Думу законопроекта N 64159-6, в соответствии с которым срок подачи замечаний и возражений на акт налоговой проверки предполагается увеличить до одного месяца.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие ее материалы и письменные возражения налогоплательщика должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока подачи возражений на акт налоговой проверки. Этот срок может быть продлен не более чем на месяц.

Налогоплательщик извещается о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, однако его неявка не считается препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие налогоплательщика будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В решении налогового органа обязательно указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, и порядок обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение налогового органа вступает в силу в течение 10 дней (20 дней в отношении консолидированных налогоплательщиков) со дня вручения его налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В какие сроки необходимо подать жалобу?

В силу ст. 139 НК РФ жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Напомним, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или частично.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Для справки. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ).

Особенности досудебного порядка обжалования решений налогового органа

Необходимо отметить, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (ст. 141 НК РФ). При этом, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия.

Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 29, ст. 34, 35 АПК РФ).

Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.

Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

Пример

В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.

Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.

См. также «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».

Когда досудебный порядок обязателен?

Как мы уже отметили, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе (вышестоящему должностному лицу) или в суде. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, за исключением случаев, предусмотренных ст. 101.2 НК РФ.

Пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящем налоговом органе решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Обжалование таких решений осуществляется в следующем порядке:

  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе в порядке, определяемом ст. 101.2 НК РФ;
  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы. В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. При этом, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом;
  • вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе.

По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд

Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Учтите, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем налогоплательщик должен быть извещен в течение 3 дней с момента принятия решения такого решения вышестоящим налоговым органом.

В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ, ст. 92,93 КАС РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но только в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.

1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

Порядок обжалования решения налогового органа в суде

3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.

Порядок рассмотрения заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие, а также на акты ненормативного характера налоговых органов во внесудебном порядке установлен ст. 140 НК РФ и Регламентом.

Согласно п. 8.1 Регламента жалобы (заявления) на акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства о налогах и сборах, а также законодательства РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в связи с осуществлением налоговыми органами иных полномочий, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, рассматриваются вышестоящим налоговым органом:

  • управлениями ФНС по субъекту РФ — в отношении инспекций ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС межрайонного уровня;
  • ФНС — в отношении управлений ФНС по субъектам РФ, межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Жалобы на постановления по делу об административном правонарушении рассматриваются вышестоящим должностным лицом, вышестоящим налоговым органом.

Обратите внимание! Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях (п. 6.1 Регламента):

  • пропуска срока подачи жалобы (заявления), установленного законодательством РФ;
  • отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
  • подачи жалобы представителем заявителя, полномочия которого документально не подтверждены;
  • наличия документально подтвержденной информации о принятии жалобы (заявления) к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом);
  • получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе (заявлении);
  • отсутствия подписи лица, обратившегося с жалобой (заявлением).

Согласно п. 9.1 Регламента все поступающие в налоговый орган жалобы (заявления) направляются в подразделение налогового аудита, на которое возлагается обязанность по рассмотрению жалоб (заявлений). Кроме того, жалоба (заявление) подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. К запросу о представлении заключения прилагается копия жалобы (заявления) и могут быть приложены копии документов, содержащих сведения об обстоятельствах, имеющих значение для подготовки заключения.

Заключение по жалобе (заявлению) представляется не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса нижестоящим налоговым органом. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

Заключение по жалобе (заявлению) должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, которые должны быть приложены к заключению.

В процессе рассмотрения жалобы и подготовки решения подразделение налогового аудита запрашивает заключение иных структурных подразделений налогового органа. Запросы направляются с приложением копии жалобы и необходимых для ее рассмотрения материалов.

Заключение структурного подразделения налогового органа по жалобе представляется в подразделение налогового аудита не позднее пяти дней со дня получения запроса.

Жалобы (заявления) рассматриваются с учетом судебной практики по изложенным в них вопросам. К судебной практике относятся судебные акты и информационные письма Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также судебные акты арбитражных судов и судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу.

Пунктом 5 ст. 101.2 и п. 1 ст. 138 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений налогового органа, принимаемых по результатам налоговых проверок.

В соответствии с п. 1 ст. 101.2 НК РФ решение налогового органа может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

Примерное содержание жалобы в налоговый орган указано в Информации ФНС России от 09.02.2011 «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган». Согласно данному документу в жалобе необходимо указать:

  • наименование налогового органа, в который подается жалоба;
  • персональные данные заявителя: фамилия, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • наименование налогового органа, решение которого обжалуется;
  • требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
  • обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства факты;
  • суммы оспариваемых требований в разрезе налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа;
  • расчет оспариваемой денежной суммы;
  • перечень прилагаемых документов.

Согласно п. 2 ст. 139 НК РФ апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган до момента вступления в силу обжалуемого решения, то есть в течение 10 дней (20 дней для консолидированных налогоплательщиков) со дня его вручения налогоплательщику.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

В соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

  • оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Следует отметить, что в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 N 5172/09 вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения апелляционной жалобы не вправе принимать новое решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, так как данное правомочие создавало бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении его решения и фактически означало бы осуществление контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством.

Дополнительно Президиум ВАС РФ отметил следующее. Установив обстоятельства, согласно которым с налогоплательщика могут быть взысканы налоговые платежи, не указанные в резолютивной части оспариваемого решения налогового органа, вышестоящий налоговый орган не лишен возможности провести дополнительную налоговую проверку в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ и принять решение с учетом ее результатов.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения, указанный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Интересным является тот факт, что несоблюдение вышеуказанных сроков рассмотрения жалобы налогоплательщика, по мнению Президиума ВАС РФ, само по себе не нарушает имущественных прав налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2010 N 13065/10).

Оформление результатов налоговой проверки

Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:

  • на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
  • ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
  • разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.

Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:

  • обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
  • смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
  • обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.

Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.

Какие сведения должна содержать жалоба?

Согласно п. 3 ст. 139 НК РФ жалоба должна быть подана в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Согласно Информации ФНС России от 09.02.2011 «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган» в жалобе (апелляционной жалобе) необходимо указать:

  • наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;
  • персональные данные заявителя: фамилию, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
  • обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • суммы оспариваемых требований в разрезе налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа;
  • расчет оспариваемой денежной суммы;
  • перечень прилагаемых документов.

В жалобе (апелляционной жалобе) должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, а также могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

К подаваемой жалобе рекомендуется приложить (Информационное сообщение ФНС России от 15.02.2011 «О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган»):

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

В какие сроки должна быть рассмотрена жалоба?

В соответствии с п. 3 ст. 140 НК РФ и п. 5.1 Регламента {amp}lt;1{amp}gt; жалоба (заявление) на акт налогового органа ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц в связи с применением законодательства РФ о налогах и сборах рассматривается в течение одного месяца со дня ее получения.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается вышестоящим налоговым органом, вышестоящим должностным лицом в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (п. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно п. 5.3 Регламента жалоба (заявление) на решение налоговых органов, на действия (бездействие) должностных лиц в связи с применением законодательства РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в связи с осуществлением налоговыми органами иных полномочий рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня получения жалобы (заявления), если иное не установлено законодательством РФ.

Итоги

Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Возражения на акт проверки — новая форма от ФНС».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая информация
Adblock
detector